Проект Школа семейного волонтерства

Проект «Школа семейного волонтерства» стал логическим продолжением работы Фонда «Созидание» в направлении содействия развитию молодежного добровольчества, которым фонд на системном уровне занимается с 2000 г.

Разработанные нами методики совмещения обучения и волонтерской общественно полезной деятельности школьников прошли апробирование в 15 российских регионах на базе 170 средних учебных заведений (эксп. площадка Федерального института развития образования, Св-во № 562.2, 25.06.2018). В 2022 г. Фонд в партнерстве с Государственным бюджетным образовательным учреждением КОИРО создал и провел курс повышения квалификации по волонтерству, на котором были обучены 60 педагогов из 15 регионов РФ.

На основе опыта работы, опросов, анализа результатов внедрения на практике наших методик «Обучение заботой» и «Дорожная карта волонтера» в 2020-23 гг. был сделан вывод, что родители школьников воспринимают волонтерские проекты своих детей в школе, в основном, как «нагрузку» и важно изменить их мнение к одобрению и участию. И совмещение направления школьного волонтерства с семейным - привлечение к участию в волонтерской деятельности школьников их родителей – эффективный способ решения этой проблемы.

Проект «Школа семейного волонтерства» направлен на увеличение уровня осознанного участия школьников 5-8 классов в волонтерстве через развитие семейного добровольчества, создание возможностей для разработки и реализации на практике совместных волонтерских проектов детей и их родителей при поддержке и координации педагогов школ целевых регионов. Одним из результатов проекта станет создание практико- ориентированного пособия «Школа семейного волонтёрства», в которое войдут апробированные методические материалы с описанием реализованных семейных волонтерских проектов. Пособие будет размещено в открытом доступе в сети Интернет.

Важную роль семьи в развитии добровольческих инициатив школьников 11-15 лет показали и результаты исследований ВШЭ: «…В России один из главных каналов передачи ценностей добровольчества – это семья. Семейноеволонтерство является одним из важнейших факторов формирования культуры добровольчества, носит воспитательный, образовательный характер…».

Новизна нашего проекта состоит в том, что включение родителей как субъектов в воспитательный процесс будет происходить через формирование открытого коммуникативного детско-взрослого пространства, где педагог помогает в проектировании и реализации на практике совместных добрых дел учащихся и их родителей.

В нашем проекте мы подразумеваем, что в семейном добровольчестве будут принимать участие как минимум, два поколения - дети и их родители, которые разработают и реализуют совместные с детьми волонтерские проекты. Участие в добровольчестве помогает развитию воспитательного процесса, что является общей задачей семьи и школы. Непосредственное участие в проекте педагогов обусловлено и тем, что их деятельность направлена на усиление воспитательного потенциала, в т.ч. на увеличение уровня взаимодействия с родителями для организации внешкольной работы, для развития общественно-полезной волонтерской деятельности школьников во внеурочное время, что обусловлено, в т.ч. реализацией в 2022-2024 гг. Нацпроекта «Образование» (Федеральный проект «Социальная активность»).

Выбор основной целевой аудитории проекта (дети 11-15 лет) основан на том, что именно в этом возрасте идет основное формирование и нравственное развитие личности. Дети пробуют себя в различной деятельности и, именно, участие в волонтерской деятельности способствует развитию «…у обучающихся опыта нравственно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, формирование и принятие семейных ценностей, стремления к духовно- нравственному совершенствованию; способствует становлению их как высоконравственного, ответственного, инициативного человека…». (из ФГОС).

Это еще раз подтверждает необходимость создания и распространения просветительских, обучающих программ и практико-ориентированных пособий для развития формата семейного волонтёрства с участием школьников и их родителей при поддержке и координации педагогов школ во внеурочное время.География проекта: Костромская, Калининградская, Архангельская, Тверская, Новосибирская область, Ярославская, Кировская области и Республика Татарстан.

С уважением, команда Проекта.