Представляем Вашему вниманию Курс повышения квалификации учитилей «Содержание и организация волонтерской деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования»

 

Краткая историческая справка о разработчиках и организаторах Курса.

Благотворительный фонд содействия в создании условий, способствующих достойной жизни и свободному развитию человека «Созидание» (кратко по Уставу Фонд Созидание, официально зарегистрирован в 2000 г.)  реализует целевые программы привлечения детей и молодежи к активному участию в добровольческой деятельности, является автором-разработчиком методик совмещения обучения и волонтерской общественно полезной деятельностью школьников: «Обучение заботой», «Ты нужен», «Дорожная карта волонтера» и др. Методики прошли апробирование в 15 российских регионах на базе 170 средних учебных заведений. В 2019 г. (экспериментальная площадка Федерального института развития образования, Св-во № 562.2, 25.06.2018) в 2022 г. 44 педагога апробировали методики на практике - провели во внеурочное время занятия с учащимися 5-8 классов. Материалы апробированных методик легли в основу данного курса повышения квалификации. Материалы курса разработаны командой Фонда "Созидание", в т. ч. с участием педагогов-практиков. Разработчики и преподаватели курса: специалисты по развитию детского и молодежного добровольчества, учителя, имеющие многолетний опыт преподавательской работы, принимавшие участие в апробировании  методики совмещения обучения и общественно-полезной волонтерской деятельности на практике, психологи, работающие с подростками, эксперты, имеющие опыт в области правового регулирования волонтерской деятельности,  специалисты, работающие в сфере развития и продвижения  волонтерства в социальных сетях, э ксперты в области организации добровольческой деятельности в средних образовательных учреждениях в условиях обновления ФГОС. Курс разработан  в рамках проекта «Увеличение педагогического потенциала для развития волонтерской деятельности учащихся». Проект реализуется Фондом «Созидание» при поддержке Фонда президентских грантов в 2022-2023 гг. в партнерстве с Костромским областным институтом развития образования (КОИРО), которое является государственным бюджетным образовательным  учреждением дополнительного профессионального образования,(лицензия на образовательную деятельность:Серия 44Л01 №0000960 Регистрационный номер №130-16/П от 05 августа 2016 г) и регулярно проводит курсы повышения квалификации для различных специалистов сферы образования.

 

Обзор содержания Курса и  его Модулей.

Цель реализации программы Курса - совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников средних образовательных организаций, создание возможностей для внедрения  современных практико-ориентированных педагогических методик и подходов для увеличения самостоятельной практической волонтерской деятельности учащихся 5-8 классов во внеурочное время в условиях реализации ФГОС основного общего образования. 

Совершенствуемые компетенции.

Увеличение компетенций в области  педагогического сопровождения при разработке и реализации учащимися 5-8 классов социальных волонтерских проектов (коллективных и авторских). 

Развитие способностей к организации взаимодействия сотрудничества обучающихся, поддержка их активности, инициативности и самостоятельности. 

Тематика Курса. 

Цели, задачи, основные технологии содержания и  внедрения методики совмещения обучения и общественно-полезной волонтерской деятельности учащихся 5-8 классов  во внеурочное время. 

Основные формы развития мотивации и нематериального поощрения  волонтерской деятельности школьников, технологии и формы проведения рефлексии.

Современные способы коммуникации в добровольческой деятельности.  

Особенности  волонтерской деятельности школьников  во внеурочное время в условиях обновленного ФГОС. 

Слушатели Курса получат навыки: 

- для сопровождения учащихся 5-8 классов при разработке и реализации ими социальных волонтерских проектов (коллективных и авторских),

- для проведения практико-ориентированных консультаций при разработке и выполнении школьниками инициируемых ими социальных волонтерских проектов, с учеом их профессиональных и личностных компетенций. 

Преподаватели Курса.

Специалисты по развитию детского и молодежного добровольчества, учителя, имеющие многолетний опыт преподавательской работы, принимавшие участие в апробировании  методики совмещения обучения и общественно-полезной волонтерской деятельности на практике, психологи, работающие с подростками, эксперты, имеющие опыт в области правового регулирования волонтерской деятельности,  специалисты работающие в сфере развития и продвижения  волонтерства в социальных сетях.  

Материалы курса:

- учитывают особенности организации  добровольческой деятельности в условиях реализации ФГОС основного общего образования;

- подробно объясняют, как организовать занятия со школьниками, включая методические материалы для педагога (ход урока, необходимые расходные и информационные материалы, презентации,  домашние задания и пр.), а также материалы для учащихся (рабочие тетради, Банк идей, глоссарий, ссылки на полезные ресурсы и пр.);

Программа Курса рассчитана на 36 часов и включает 6 модулей.

 

Модуль 1

Современные подходы к содержанию и организации добровольческой деятельности учащихся 5-8 классов во внеурочное время.

В этом модуле представлены сновные понятия, используемые в Курсе. Содержание методики совмещения обучения и общественно-полезной волонтерской деятельности, принципы и компоненты методики, используемые в организации добровольческой деятельности школьников 5-8 классов при разработке ими коллективных или авторских волонтерских проектов во внеурочное время.

 

Модуль 2

Особенности  организации практической волонтерской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС.

В этом модуле представлены организационно-педагогические особенности  реализации программы в условиях реализации ФГОС, современные подходы к организации добровольческой деятельности, которые нашли отражение в различных документах в области образования и материалах Курса.

 

Модуль 3

Методика организации индивидуальных авторских добровольческих  проектов школьников на основе материалов программы «Дорожная карта волонтера».

В этом модуле представлены методические материалы проведения занятий с учащимися по организации авторских волонтерских  проектов учащихся 7-8 классов, на основе материалов программы «Дорожная карта волонтера». Информация о том, как проводить  занятия для школьников, на которых они узнают для чего  нужна «Дорожная карта волонтера», как ей пользоваться, что такое Банк идей волонтерских проектов. Содержание и описание 10-ти уровней «Дорожной карты волонтера»,  «Рабочей тетради волонтера для школьников» помогут школьникам выбрать идею своего авторского волонтерского проекта, сформулировать проект, вовлечь сторонников и других волонтеров, найти ресурсы, провести переговоры, собрать команду, реализовать свой авторский волонтерский проект, кого и как поблагодарить, как провести обратную связь и оценить проекты.

 

Модуль 4

Методика организации (во внеурочное время) коллективных добровольческих  проектов школьников на основе материалов программы «Обучение заботой».

В этом модуле представлены методические материалы проведения занятий с учащимися по организации коллективных  волонтерских  проектов учащихся 5-8 классов, на основе материалов программы «Обучение заботой», информация о том,  как организовать занятия со школьниками, на которых они узнают базовые понятия и определения, научатся социальному проектированию, выберут проект, который хотят совместно (в группе) подготовить и реализовать. Представлены материалы 12-ти занятий, с подробным описанием хода занятий, деловых игр, содержание лекций, дискуссий, домашних заданий, литературы, фото и видео материалы.

 

Модуль 5

Особенности развития мотивации при подготовке и реализации коллективных и индивидуальных авторских добровольческих  проектов школьников.

В модуле представлена информация об особенностях развития мотивации, при разработке и реализации коллективных или индивидуальных авторских волонтерских проектов школьников 5-8 классов, виды мотивации школьников, особенностях работы с родителями, различных формах нематериального поощрения, методах и форматах  проведения рефлексии.

 

Модуль 6

Использование современных средств коммуникаций в добровольческой деятельности во внеурочное время. 

В этом модуле представлена информация о роли социальных сетей  в работе педагога по организации волонтерской деятельности в школе, об основных тенденциях и молодежных трендах добровольчества в социальных сетях, о возможностях инструментов социальной сети ВКонтакте для ведения сообществ волонтеров, для расширения возможностей сетевого взаимодействия участников волонтерской деятельности,  в т.ч. о том, как писать интересные тексты для соцсетей и оформлять визуал, какие рубрики вести, чтобы вдохновлять и поддерживать волонтеров и др.

 

Обучение на Курсе

В ноябре 2022 года обучение на Курсе повышения квалификации «Содержание и организация волонтерской деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования» на базе Костромского областного института развития образования бесплатно (Проект Фонда «Созидание» «Увеличение педагогического потенциала для развития волонтерской деятельности школьников» при поддержке Фонда президентских грантов) прошли 60 педагогов средних образовательных учреждений из 14 регионов РФ, в т.ч. представители малых городов и сел, где наиболее остро ощущается  дефицит новых современных технологий в области развития волонтерства. По результатам итоговой аттестации педагоги получили удостоверения о повышении квалификации государственного образца. Слушатели, прошедшие обучение и аттестацию на курсах повышения квалификации, представили свой успешный практический опыт организации волонтерской деятельности учащихся с использованием материалов Курса в своих образовательных учреждениях на Межрегиональной научно-практической конференции  «Опыт и перспективы внедрения методики совмещения обучения и общественно полезной волонтерской деятельности учащихся» в июле 2023 года в г. Кострома.

Представляем Вашему вниманию сборник материалов Конференции

С уважением, команда Фонда «Созидание»